Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в общей детской популяции имеется значительное количество детей с различными отклонениями в развитии - около 10%. Это такие существенные отклонения, которые подразумевают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь родителей, требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, и часто возникает вопрос о необходимость воспитания и обучения ребенка в специальных учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуальных на дому или специальных школах-интернатах.
Есть 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К ним относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (полной) или частичной (частичной) потерей слуха или зрения, дети со специфическими нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание), с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. Д. В данной работе хотелось бы наиболее подробно остановиться на такой категории детей, как дети с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Актуальность данной курсовой работы по теме «Использование форм индивидуальной работы в процессе изучения материала по фонетике с детьми с ТНР» направлена на исследование в области изучения фонетики детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – индивидуальная работа с детьми с ТНР при изучении фонетики
Объект – методика обучения детей с ТНР в процессе изучения материала по фонетике
Цель - определить взаимосвязь, целесообразность выбора метода обучения и индивидуальных особенностей дефекта речи обучения детей, и эффективность данной целесообразности.
Задачи исследования:
1) изучение теоретических основ обучения фонетики для детей с ТНР;
2) изучение особенностей использования индивидуальной работы с целью обучения фонетике детей с ТНР;
3) осуществление коррекционной работы в процессе обучения фонетики посредством использования индивидуальной работы для детей с ТНР.
Методы исследования:
– изучение научно-методической литературы;
-обследование речи младших школьников;
-коррекционная работа в процессе обучения детей с ТНР;
-аналитическая работа по результатам экспериментального исследования.
Гипотеза исследования - предполагается, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи при использовании индивидуальной работы, возможно осуществлять эффективно-результативную коррекционную работу по обучению фонетике с обязательным построением и использованием индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающими изучение дефекта речи каждого ребенка.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТНР В ШКОЛЕ
1.1.Тяжелые нарушения речи, причины, классификация
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Несмотря на достаточные возможности для умственного развития, у этих детей развивается вторичная умственная отсталость, которая иногда приводит к тому, что их ошибочно считают интеллектуально неполноценными.
Это впечатление усугубляется задержкой в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Типичны тяжелые нарушения речи, ее общее недоразвитие, в результате чего неполноценность звуковых и лексических, грамматических аспектов речи, как следствие, у большинства детей этой категории ограниченное мышление, обобщение речи, трудности с чтением и письмом. .
Среди серьезных нарушений речи наиболее распространенными являются алалия, афазия, заикание и различные типы дизартрии.
Причины тяжёлых речевых нарушений. Среди факторов, способствующих возникновению таких нарушений, есть неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Таким образом, внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к патологиям речи: внутриутробной гипоксии, интоксикации, вирусным и эндокринным заболеваниям матери, травмам плода, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, алкоголизму, курению, ионизирующему излучению. , постоянные колебания и т. д.
Особенно пагубно сказывается сочетание ряда неблагоприятных факторов при его внутриутробном развитии (чаще от 4 недель до 4 месяцев). Примерами неблагоприятного воздействия речевой среды являются недоразвитие слуха детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где хотя бы один из родителей имеет такие же нарушения речи.
Классификация речевых нарушений. В настоящее время в русской логопедии существует две основных классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации были разработаны в основном в отношении первичных нарушений речи у детей. Клиническая классификация основана на изучении причин (этиологии) и патологических проявлений нарушения речи.
Это нарушение голоса (дисфония, афония), нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание; дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (дисграфия, аграфия, алексия, дислексия. В соответствии с особенностями нарушений для каждой речевой патологии разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
В нашей стране в качестве основы комплектования специальных логоучреждений используют психолого-педагогическую классификацию.
Дефекты речи делятся на две группы:
1)фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи;
2)заикание.
У детей с тяжелой патологией речи отмечается недоразвитие какой-либо познавательной деятельности, особенно на уровне произвола и сознания; внимание неустойчиво, трудности с зажиганием, переключением и распределением; нарушение всех свойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Для детей, страдающих серьезными нарушениями речи, создаются детские сады и специализированные школы. В этих школах обучаются дети с сохранным первичным интеллектом и нормальным слухом. В школе два отделения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрущенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. / Вопросы психологии, №1, 1991.
2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа – 987 - №1.
3. Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятия. М., 1994.
4. Волкова Л.С. Логопедия. М., 1989.
5. Геннинг М.Г. Обучение младших школьников правильной речи. Чебоксары, 1980.
6. Городилова В.И. Чтение и письмо. М., 1995.
7. Дефектология – журнал № 15 стр. 45-54, №2 стр. 12-32, №6 стр.34-42, №8 стр. 15-21, 1997.
8. Дефектология – журнал № 2 стр. 12-21, №7стр.45-49, №4 стр. 34-38, №9 стр 34-39, 1995.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
13. Максаков А.И. Учите, играя. М., 1983.
14. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. Издательство «Дельта», 1997.
15. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Издательство «Дельта», 1996.
16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.
17. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Санкт-Петербург, 1999.
18. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., Издательство «Владос», 1997.
19. Селиверстов В.И. Понятийно – терминологический словарь логопеда. М., 1997.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.